Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории — это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Первые шаги в мир профессий начинаются с момента, когда малыш учится задавать вопросы взрослым. В детском саду дети лечат кукол, торгуют в магазине, ухаживают за растениями и все это — первое знакомство с профессиями. Система профориентационной работы в школе — это уроки и внеурочная деятельность; экскурсии на предприятия и в организации; встречи с теми, кто нашел свое место в профессиональной деятельности. С 1 сентября 2023 года в 6–11 классах начинается внедрение Единой модели профессиональной ориентации — профминимума.
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации. Единая модель профориентации реализуется на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». В МБОУ «Гимназия № 17» реализуется программа Единой модели профориентации.
Продвинутый уровень.
Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся. В Единой модели профориентации готовность обучающихся к профессиональному самоопределению трактуется, как способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального
самоопределения. В нашей образовательной организации утверждена программа Единой модели профориентации для 6-11 классов, разработаны формы и методы ее реализации.
Конструктор будущего
Контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» — это цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» по формированию профориентационных мероприятий в классах. В статье «Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся» мы рассказали о педагоге-навигаторе нашей школы.
Контент «Конструктора будущего» содержит материалы:
Вводного мотивационного урока;
Тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 классы;
Мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате;
Практического занятия с онлайн-профессиональной пробой;
Рефлексивного урока.
Онлайн-платформа проекта «Билет в будущее»
В работе нашей школы мы используем многофункциональную информационно-сервисную онлайн-платформу, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, расписание мероприятий, а также реализуется программа повышения квалификации для педагогов.
Проектная деятельность обучающихся
Проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности обучающихся, давно и эффективно используется в реализации образовательных программ в нашей школе. Ежегодно учащиеся 10 классов защищают индивидуальные проекты различной направленности, что, несомненно, способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению. Для организации подготовки к защите индивидуальных проектов в учебном плане выделен отдельный предмет «Индивидуальны проект». Каждый учащийся 10 класса имеет компетентного наставника, из числа преподавателей, который курирует работу учащегося по подготовке и защите своего проекта. В рамках единой модели профориентации обучающиеся выбирают темы проектов. Например, «Мой путь к выбору будущей профессии», «IT-технологии на рынке профессий» и т. д.
Урочная деятельность
Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность. Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.
Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» с использованием «Конструктора будущего».
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-
уроки «Шоу профессий».
Дополнительное образование
В этом учебном году в школе реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на выбор будущих профессий. Например, проводится обучение на базе кванта гимназии по программам дополнительного образования технической направленности, реализуется дополнительная образовательная программ «Психолого-педагогический класс», функционирую кружки и секции спортивной, духовной и художественной направленности.
Профессиональное обучение
Учащиеся гимназии ежегодно принимают участие в национальном чемпионате «Профессионалы» и чемпионате «Абилимпикс» в таких компетенциях как веб-дизайн, ногтевой сервис, вожатская деятельность, слесарная работа с металлом, переодевание в начальной школе. Учащиеся
добиваются значимых результатов не только на муниципальном, но и на региональном уровне.
Взаимодействие с родителями