Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории — это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Первые шаги в мир профессий начинаются с момента, когда малыш учится задавать вопросы взрослым. В детском саду дети лечат кукол, торгуют в магазине, ухаживают за растениями и все это — первое знакомство с профессиями. Система профориентационной работы в школе — это уроки и внеурочная деятельность; экскурсии на предприятия и в организации; встречи с теми, кто нашел свое место в профессиональной деятельности. С 1 сентября 2023 года в 6–11 классах начинается внедрение Единой модели профессиональной ориентации — профминимума.
«Взаимодействие с родителями»
27 марта 2025 года в рамках проекта «Единая модель профориентации «Билет в будущее» в нашей школе прошло Всероссийское родительское собрание «Россия – мои горизонты».
Основной целью Всероссийского родительского собрания является повышение уровня информированности и вовлеченности родителей в вопросы профориентации детей.
Собрание состояло из нескольких тематических блоков:
– Обзор основных изменений в системе образования и перспектив развития рынка труда, кадровый прогноз Министерства труда
Российской Федерации.
– Практическая польза профориентации.
– Рекомендации родителям «Роль родителей в
профориентационном процессе».
Заключительный блок: итоги, вопросы и дальнейшие шаги.
Родителям рассказали о том, какие возможности открывает платформа «Билет в будущее» как для обучающихся, так и для родителей. В ходе собрания обсудили роль родителя в профессиональном самоопределении ребенка.
#Билетвбудущее
#профориентация
#Россиямоигоризонты
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации. Единая модель профориентации реализуется на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». В МБОУ «Гимназия № 17» реализуется программа Единой модели профориентации.
Продвинутый уровень.
Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся. В Единой модели профориентации готовность обучающихся к профессиональному самоопределению трактуется, как способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального
самоопределения. В нашей образовательной организации утверждена программа Единой модели профориентации для 6-11 классов, разработаны формы и методы ее реализации.
Конструктор будущего
Контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» — это цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» по формированию профориентационных мероприятий в классах. В статье «Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся» мы рассказали о педагоге-навигаторе нашей школы.
Контент «Конструктора будущего» содержит материалы:
Вводного мотивационного урока;
Тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 классы;
Мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате;
Практического занятия с онлайн-профессиональной пробой;
Рефлексивного урока.
Онлайн-платформа проекта «Билет в будущее»
В работе нашей школы мы используем многофункциональную информационно-сервисную онлайн-платформу, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, расписание мероприятий, а также реализуется программа повышения квалификации для педагогов.
Проектная деятельность обучающихся
Проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности обучающихся, давно и эффективно используется в реализации образовательных программ в нашей школе. Ежегодно учащиеся 10 классов защищают индивидуальные проекты различной направленности, что, несомненно, способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению. Для организации подготовки к защите индивидуальных проектов в учебном плане выделен отдельный предмет «Индивидуальны проект». Каждый учащийся 10 класса имеет компетентного наставника, из числа преподавателей, который курирует работу учащегося по подготовке и защите своего проекта. В рамках единой модели профориентации обучающиеся выбирают темы проектов. Например, «Мой путь к выбору будущей профессии», «IT-технологии на рынке профессий» и т. д.
Урочная деятельность
Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность. Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.
Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» с использованием «Конструктора будущего».
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-
уроки «Шоу профессий».
Дополнительное образование
В этом учебном году в школе реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на выбор будущих профессий. Например, проводится обучение на базе кванта гимназии по программам дополнительного образования технической направленности, реализуется дополнительная образовательная программ «Психолого-педагогический класс», функционирую кружки и секции спортивной, духовной и художественной направленности.
Профессиональное обучение
Учащиеся гимназии ежегодно принимают участие в национальном чемпионате «Профессионалы» и чемпионате «Абилимпикс» в таких компетенциях как веб-дизайн, ногтевой сервис, вожатская деятельность, слесарная работа с металлом, переодевание в начальной школе. Учащиеся
добиваются значимых результатов не только на муниципальном, но и на региональном уровне.
Взаимодействие с родителями
Родители наших обучающихся являются полноценными участниками образовательных отношений. В этом учебном году родители принимают участие в двух направлениях профориентационной работы: Проведение тематических родительских собраний (встреч), на которых мы обсудим наиболее значимые для всех нас вопросы, как помочь нашим детям найти себя во взрослой жизни, как научить исправлять неминуемые ошибки, как использовать опыт тех, кому они доверяют и на кого хотят быть похожими. Есть и еще одно направление деятельности — тематические встречи «Путь в профессию», на которых родители поделятся своим опытом. Такая работа проводится в рамках функционирования в гимназии семейного клуба «МЫ ВМЕСТЕ»
Профильные и предпрофильные классы
В нашей школе реализуются образовательные программы следующих профилей:
-Инженерный
– Информационно-технологический
– Социально-экономический
– Психолого-педагогический
Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы гимназии Современное социальное партнёрство помогает решать образовательные и воспитательные задачи и поэтому выстраивается в соответствии с целями и задачами Программы развития школы. Социальное партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное.
Целью социального партнерства является воспитание успешной, гармонично развитой, социокультурной, самореализованной личности обучающегося.
Социальными партнерами гимназии являются предприятия, вузы и центр дополнительного образования.
Мероприятия профессионального выбора – профориентационные практические мероприятия разных видов, например, профессиональные пробы, профориентационные экскурсии, мультимедийные выставки и т.д.
В МБОУ «Гимназия №17» регулярно проводятся мероприятия по профессиональному выбору как в самом образовательном учреждении, так и на территории партнеров.
В ноябре 2024 года учащиеся гимназии посетили ЦДО «Кванториум», где познакомились с профессией «специалист по аддитивным технологиям». А учащиеся 6 классов посетили производство чая в городе Фрязино.
В декабре 2024 года учащиеся 7 классов познакомились с профессией Юриста, став участниками мастер-класса «Я и закон».
В январе 2025 года старшеклассники гимназии стали участниками увлекательной экономической игры «Мой бюджет», которую провели специалисты Московского международного университета. Кроме того, учащиеся 10 классов посетили профориентационную встречу с сотрудниками МВД, которые рассказали нашим ученикам о возможностях и перспективах учебы и работы в данной сфере.
В марте к старшеклассникам приходил специалист отделения банка ВТБ с просветительской лекцией о важности знаний в области личных финансов. Кроме того, учащиеся 8 и 9 классов посетили профориентационное мероприятие в КБХиммаш им. А.М. Исаева.
«Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика»
РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ
📍24 апреля 2025 года для ребят 6-11 классов
МБОУ «Гимназия № 17»прошли профориентационные занятия «Россия — мои горизонты» по теме «Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика».
📝Классные руководители обучающимся рассказали о большой и очень важной отрасли сельского хозяйства – животноводстве. Ребята просмотрели видеоролики и поиграли в интерактивную игру, ответили на вопросы.
Обучающиеся узнали о специалистах, которые заботятся о животных и работают на фермах.
#Билетыбудущее
#профориентация
#Россиямоигооизонты