Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение

 

Цели и задачи реализации данного направления:

Цель: сорентировать учащихся на выбор трудовой деятельности, связанной с космической отраслью и градообразующими предприятиями.

Задачи:

  • патриотическое и гуманистическое воспитание молодежи;
  • успешная социализация учащихся г. Королева;
  • развитие кадрового потенциала градообразующих предприятий;
  • профессиональная ориентация учащихся на трудовую деятельность в космической промышленности и на предприятиях города;
  • прогрессивное развитие г. Королева, региона Московская область и Российской Федерации;
  • развитие космического образования и просвещения;
  • интеграция образовательной и космической деятельности;
  • расширение знаний обучающихся в области правовых знаний.

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Одним из эффективных способов помочь ребятам в выборе профессионального самоопределения является тренинг.

Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.

 Результативные критерии и показатели эффективности работы в области профессионального самоопределения – это в первую очередь:

  • Информированность о мире профессий, способах ее получения. Не получив достаточно информации о профессии, условиях труда, уровне заработной платы, учащийся не способен сделать обоснованный выбор.
  • Следующий критерий — потребность в обоснованном выборе профессии.  Проявлением наличия этого критерия выступает его заинтересованность в получении необходимого объема информации о профессии, желание проявить себя в конкретных областях деятельности, пересекающейся с интересуемой профессией, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Еще одним критерием является и убежденность школьника в социальной значимости интересующей его профессии, т. е. отношение к выбираемой сфере деятельности как к жизненной ценности.
  • Также в качестве критерия можно выделить уровень самопознания школьника. Обоснованность выбора напрямую зависит от того, насколько глубоко ребенок изучил свои таланты, профессиональные качества и предпочтения, зависит глубина осознанного выбора.
  • Последний критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

 Социализация учащихся и помощь в профессиональном самоопределении – одно из важнейших направлений нашей гимназии. Именно поэтому в нашей гимназии  не один год ведется курс психологический курс «Знакомство с миром профессий». Разработан он школьным психологом совместно с коллегами из городского психологического центра Дьячковой А.Г. Курс предназначен  для обучающихся 9 классов. Включает в себя как лекционные, так и практические занятия. На практических занятиях ребята проходят тесты на выявление склонностей и интересов.

 В 2015-2016 учебном году МБОУ “Гимназия № 17” вступила во Всероссийский проект в сфере профессионального самоопределения  программу «Zа собой в профессию».

Цель программы: формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для подростка.

Задачи:

  1. Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу
  2. Осознание целей выбора будущей профессии;
  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе;
  4. Формирование коллектива как команды, выработка общедоступных и принимаемых всеми присутствующими ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования коллектива как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;
  5. Развитие навыков рефлексии.

При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

  • профориентационные игры;
  • психологический тренинг;
  • игровые профессиональные упражнения;
  • самоописание;
  • групповая дискуссия;
  • использование конструктивной обратной связи;
  • интерактивные беседы;
  • выездные встречи.

 Проект по профориентации «Zасобой в профессию» решает вышеперечисленные задачи путем:

  • Информирования обучающихся о сферах народного хозяйства, востребованности специалистов в той или иной отрасли, уровне заработных плат;
  • Современной визуализацией проводимой профориентационной работы;
  • Демонстрацией социальной значимости работы в той или иной отрасли народного хозяйства;
  • Популяризацией достижений страны в сферах народного хозяйства;
  • Погружения школьника в мир профессий той или иной сферы народного хозяйства.

 Разработанные занятия предназначены для аудитории школьников 14-16 лет и проводятся 1 раз в два месяца. В рамках данного проекта состоялись тренинг-занятия, проведенные совместно со студентами кафедры прикладной психологии МГОТУ (г. Королев). Были проведены занятия по темам: «Zасобой в промышленность», «Zасобой в предпринимательсво», «Zасобой в строительство и ЖКХ». Интересная форма погружения в профессию учителя – проведение в гимназии Дней дублера. Встав к учительскому столу, старшеклассники знакомятся с этой трудной, но интересной профессией как бы изнутри. Мы после всегда проводим педсовет, где ребята делятся своими впечатлениями и говорят о сложности и многогранности профессии педагога. После таких уроков жизни у нас есть выпускники, выбравшие именно эту  профессию.

Также мы используем такую форму работы, как вебинар в режиме он-лайн. В течение марта-апреля старшеклассники приняли участие в уроках «Профессия бизнес-аналитика» и «Банковское дело». В качестве выездных встреч можно говорить о посещении Королевского отделения пенсионного фонда РФ, посещения Дня открытых дверей в таких образовательных учреждениях, как 26 училище, КККМТ, МГОТУ. С рассказом о своем учебном заведении приходят студенты университета «Синергия», Филиала Международного юридического института (МЮИ) в г. Королев.

Поскольку наш город является базовым в космической отрасли, то, конечно же, существует первоочередная потребность в профессиях, связанных с градооборазующими предприятиями. Расширению знаний об инженерных профессиях способствуют экскурсии на РКК «Энергия», Корпорацию ТРВ, встречи с ветеранами труда и молодыми учеными-работниками ЦНИИМаш, РКК «Энергия», НПО ИТ, космонавтами.

В последнее время популярным стало направление РОБОТОТЕХНИКА. Сотрудничество со специалистами в этой области, кстати, некоторые из них являются нашими выпускниками, и внеурочные занятия по робототехнике развивают интерес к ней как у младших школьников, так и у учащихся среднего и старшего звена. Силами педагогического коллектива в гимназии создается свой технопарк «Мега-квантум», который тоже способствует социализации обучающихся и призван помочь школьнику в выборе своей будущей профессии.

Нельзя не упомянуть и такой формы работы по профориентации, как традиционные классные часы. Тематика классных часов разработана классными руководителями для разных параллелей. Например, «Профессии наших родителей», «Много профессий хороших и важных», «Кем быть и какими нам быть?». Особено интересны встречи с интересными людьми: ветеранами космической отрасли и их молодыми коллегами. Они с удовольствием делятся с ребятами своими знаниями, но и ориентируют их в будущем на работу в городе.

Ребята активно участвуют в ежегодном городском творческом конкурсе сочинений «Профессия, которую я выбираю», областном конкурсе фотографий «Профессия в кадре» и становятся призерами.

А на каникулах они работают в составе школьных трудовых бригад или пробуют свои педагогические силы в роли помощников воспитателей летнего лагеря, приобретая бесценный опыт трудовых навыков и профессионального самоопределения.

Такое знакомство с различными отраслями промышленности способствует ориентации старшеклассников в мире современных профессий и на рынке труда. Кроме того, оно способствует не только расширению кругозора учащихся и их социализации в обществе, но и помогает сделать правильный профессиональный выбор. А программа социального партнерства с различными учреждениями и предприятиями города только усиливает достигнутый эффект.

Мероприятия в рамках данного направления:

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Принять